К содержанию

В.П.Логинов.

Наши в Дании.

В 1911 году от кооператива двух Михаи­лов посылали за грани­цу, в Данию, учиться се­льскому хозяйству - Со­ловьева Михаила, сына мураенского чтеца Прони, и Веселова Михаила Макаровича деревни Зятьково. Оба грамотеи. Одиннадцать месяцев в датских крестьянских хо­зяйствах работали и учи­лись. Рассказы их о том, как в Дании крестьяне живут и работают, охот­но слушали.

Там, в Дании, говорят, мужика трудно узнать, кто он такой. Когда они соберутся на свое кооператив­ное собрание, так по­смотришь, ровно все тут агрономы или учителя: каждый человек в кос­тюме «тройке», в фетро­вой шляпе, при галстуке и часах с ярким брело­ком, цепочка и петлице жилета блестит. Богато и культурно живут кресть­яне, но и работают не по-нашему: спокойно, но настойчиво и упорно. Народ старательный. Трудно нам на первый раз с ними было работать. Один человек на пару лошадей навоз нагрузит, отвезет в поле, разгрузит. Обратно везет коровам зеленые корма клевера или люцерны. Бабы у них коров кормят и на машинах перерабатывают молоко.

Хлеб, говорят, датские крестьяне дома не пекут, да и печей-то таких, как у нас, нет. Хлеб всяких сортов в счёт расчётов получают из своего кооператива. Обеды готовят всегда свежие на плите или на примусе. Уж никогда не ездят датские крестьяне, как мы, что иногда с одним или двумя пудами по ветряным и водяным мельницам, чтобы размолоть эти два пуда зерна, теряя попусту день, а иногда и больше. Если нужна датчанину мука, он возьмёт её так же, как и хлеб печёный, в лавке или в кооперативе в счёт сданного зерна и другого продукта и сырья.

Одно им в датском хозяйстве не понравилось: много там у крестьян наёмных людей батрачит, больше, чем хозяев.

А у нас, в на­шей Какше, как делает­ся? На одну лошадь иной хозяин нагружать навоз всех своих баб выгонит, да и отвозит его в поле особый подросток, тут разве разживешься. Нет спору, нашего мужика нужда придавила, надо бы как-то ему помочь. Наш крестьянин очень плохо кооперируется, кро­ме темноты, сроднился он с неряшливостью и неве­жеством. Вот мы по зем­леустройству везде быва­ем, во всех деревнях трех волостей, и насмотрелись на всяких хозяев. По­смотришь на иного, так он только лежит бока свои «правит» и в ра­ботники-то иной не годит­ся, а я, говорит, боль­шак, хозяин. Бывало, ра­но утром лежит такой «хозяин» на подоконни­ке, просунув свою хохла­тую нечесаную голову сквозь открытую створку окна, курит, покашливая, свою трубку да поплевы­вает. А его жене надо квашенку месить, коро­ву доить, дров принести, печь затопить и ряд дру­гих дел надо сделать и все вовремя. Не знает она, бедная баба, за ка­кие сначала дела и взя­ться. А тут еще ребенок в качалке проснулся. А ей приходится с уздой и лукошком идти в поле лошадь ловить - может, хозяин надумает пахать или сеять. Иногда спро­сишь: «Ты куда в такую рань пошла, Марфа?» - «Дак в поле, за лоша­дью». «А ты сам по­чему, Клим Мироныч, не идешь?» «Она мне не ловится» - «Так ка­кой же ты хозяин, если тебе лошадь твоя не ло­вится?» На это он сер­дится: «Не учи, го­ворит, я сам своим домом живу. Иди учи свою жену и детей, а мне не указывай».

Недаром народная пословица говорит: не умеешь шить золотом, бей молотом. А человек сам себе мудрец, он же и своего счастья кузнец - что скуёшь, то и получишь.

(1966 г., д. Дыхалиха)



Hosted by uCoz