Шахунья в 1920-ѓ годы представляла из себя несколько бараков вдоль железной дороги да недооборудованный наружно и внутренне вокзал. Летняя дорога на станцию шла от деревни Лубянцы через Харламовцы, а зимняя возле харламовского поля по квартальному просеку к водонапорной башне, которая стояла ещё в лесу.
Около вокзала к деревне Январи был дремучий лес без проезжей дороги. На месте рабочего посёлка стоял сплошной мелкий березняк, среди которого выделялся хутор Королёва Андрея. В. на теперешней второй улице рабочего посёлка, контора «Заготскот» и хутор колбасника Новосёлова - по той же улице напротив бакгауза1. Только в этом, 1928 году, я, как председатель Хмелевицкого ВИКа, выдал профуполномоченному В.Шкаликову девяносто договоров на отвод усадебных участков и застройку рабочего посёлка. От вокзала вниз по речке Копань к Алехановскому починку вся площадь в порядке землеустройства 1926 года принадлежала братьям Молодняковым, Малкеру и Михаилу Николаевым, д. Январи, их родственнику Савинцеву Ивану Ф., которые осваивали настоящую площадь в натуре.
В 1928 году на месте здания нынешней музыкальной школы возникла коммуна «Луч свободы». Среди первых коммунаров были и сыновья членов совета хмелевицкого сельхозобщества Голубева И.И., Логинова В.Т и Смирнова А.Ф. деревни Дыхалихи.
В 1929 году Хмелевицкий волком и волисполком возобновили работу по созданию коллективов и предложили правлению существовавшей в Дыхалихе артели «Всходы» перейти с устава мельничной артели на устав ТОЗа. Однако собрание артели большинством голосов не утвердило протокол правления о переходе на новый устав, а меньшинство в числе 16 человек тут же организовали Товарищество по общественной обработке земли под названием «Новый путь». Так что с февраля 1929 года в Дыхалихе стали существовать два производственных кооператива. Поскольку ТОЗу землеустроители отвели лучшие земли и рядом с деревней, между членами этих двух коллективов сразу же возникла ненависть.
В том же 1929 году Хмелевицкую волость переименовали в Хмелевицкий район.
Коммуна «Луч свободы» и ТОЗ «Новый путь» в начале 1930 года принимали активное участие в создании колхозов в районе путём выездов в те или иные деревни: ломать межи и убеждать крестьян свои средства производства не считать своей собственностью. Коллективизация стала быстро перерастать в более совершенную форму - в коммуну. Был выкинут знаменитый в районе лозунг «Район - Коммуна». ТОЗ «Новый путь» влился в коммуну и стал её отделением, несмотря на 18-километровое расстояние. Начинает осуществляться принцип коммуны, обобществляется имущество: дворы, вторые избы, фураж, продукты питания, завозятся в отделение машины, скот и прочее - откуда?, неизвестно, без всякой документации. По первому требованию правления члены коммуны из своих личных запасов выдают на общественные нужды мясо, крупу, сено и прочее. В отделение деревни Дыхалихи из коммуны приезжают какие-то новые люди, поселяются в свободных вторых избах членов отделения.
Коммуна «Луч свободы» привлекала массы людей не только Хмелевицкого, но и других районов, стала постоянным местом экскурсий крестьян, несмотря на то, что показательного в ней ничего не было. Коммунары размещались и спали на сплошных нарах, твёрдого распорядка дня не было, отсутствовала и высокая дисциплина и производительность труда. Двухэтажный пятистенный дом коммуны представлял из себя незавидное общежитие холостяков-одиночек. Бесхозяйственность и безразличие доходили до таких пределов, что члены коммуны одевали верхнюю одежду приезжающих ихз отделений членов (попросту, грабили). В 1928 году, так для пробы, я сказал своему отцу, старику 72 лет: «Батюшка, - говорю, - поедем жить в коммуну», хотя сам я, по правде говоря, и не собирался туда перебираться. Так вот отец, не задумываясь, мне ответил: «Ты, Василий, как хочешь, а я не поеду. Не хочу на старости лет жить там на толчках».
В нашем отделении были сторонники и противники коммуны. Противники, люди постарше, видели в ней гибель и разруху, а молодые сдружились с ней: «Ежь сладко, спижь столько, аж бокам больно - раздолье, да и только». Так начала складываться новая жизнь в начале 1930 года и продолжавшаяся не более 3 месяцев, до опубликования письма Сталина о имеющих место перегибах в коллективизации.
В конце шестидесятых годов В.П. Логинов долго добивался разрешения водрузить мемориальную доску на здании, где размещалась упомянутая в тексте коммуна. Этого же в семидесятые годы добивался и местный активист П.Г.Некаев. Как выяснилось в ходе проверки архивов, так называемые коммунары за всё время существования коммуны не вспахали ни одной сотки земли, а изобилие, в котором они пребывали в лени и неге, строилось на конфискациях имущества и инвентаря, которые они проводили под лозунгом коллективизации и борьбы с кулачеством (КО).